Структура и органы управления образовательной организацией

Структура образовательного учреждения и система его управления

Общий режим работы ДОУ: с 07.30. до 19.30, выходные дни – суббота и воскресенье.

Гибкость режима проявляется к детям групп раннего возраста, детям, кто далеко проживает от ДОУ, имеет заключения о состоянии здоровья от врачей.

В аппарат управления МБДОУ  входят:

-  заведующий дошкольным образовательным учреждением - осуществляет управление коллективом МБДОУ;

-  заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, который оказывает методическую помощь педагогам в организации непосредственно-образовательной деятельности, по вопросам повышения квалификации и аттестации педагогических работников, ведет контрольно-аналитическую деятельность по мониторингу качества образования и здоровьесбережения детей;

- заместитель заведующего по хозяйственной работе - ведет качественное обеспечение, сохранность, пополнение материально-технической базы в полном  соответствии  с  целями и задачами ДОУ и требованиями ФГС ДО;

- заместитель заведующего по безопасности - уполномоченное лицо, отвечающее за безопасность воспитанников, сотрудников, отслеживает выполнение всеми работниками учреждения требований охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, мероприятий антитеррористической безопасности;

- старшая медицинская сестра - отвечает за организацию деятельности по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Основными формами координации деятельности аппарата управления являются:

- Общее собрание  трудового коллектива ДОУ;

- Педагогический совет;

- Родительский комитет;

- Совет ДОУ;

- Общее родительское собрание.

В плане структурированного или модернизированного ДОУ – создать в ДОУ Попечительский  совет или Управляющий совет (по итогам голосования)

Структура управления в ДОУ состоит из 4-х уровней управления:

- руководитель учреждения - 1 уровень,

- заместители руководителя, общественное управление - 2 уровень,

- сотрудники ДОУ - 3 уровень,

- родители (законные представители) воспитанников - 4 уровень,

Все функции управления – прогнозирование, планирование, организация, регулирование, контроль, анализ, коррекция и стимулирование направлены на достижение максимального результата.

Главные принципы управления коллективом – демократичность, уважение, поддержка, понимание друг друга.

Структура и модель управления Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Буратино» г. Охи

     Дошкольное учреждение имеет управляемую и управляющую системы. Управляемая система состоит из взаимосвязанных между собой коллективов: педагогического, медицинского и обслуживающего. 

     Организационная структура управления в дошкольном образовательном учреждении представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. Она может быть представлена в виде двух структур и трех уровней. Важным в системе управления ДОУ является создание механизма, обеспечивающего включение всех участников педагогического процесса в управление. Управленческая деятельность по своему характеру является деятельностью исследовательской и строится на основе отбора и анализа педагогической и управленческой информации.

     МБДОУ ЦРР - д/с № 8 «Буратино»  рассчитано по проекту 1985 года на 280 мест. В соответствии с санитарными нормами и правилами – на 2017-2018 учебный год – учреждение рассчитано (по площади на 1 ребенка: дошкольные группы 1 км.м, группа раннего возраста – 2.5 кв.м) на:

- 3 группы раннего возраста – 23+22+24 =69 детей,

- 2 вторые младшие группы – 24 + 19 = 43 ребенка,

- 1 средняя группа (общеразвивающая) – 24 ребенка,

- 1 средняя группа для детей с ОВЗ (логопедическая – компенсирующая с  ОНР) – 12 детей,

- 2 старшие группы – 21+21 =42  ребенка,

-1 старшая+подготовительная для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития) - 12 детей,

- 1 подготовительная группа (общеразвивающая) – 20 детей,

- 1 подготовительная группа (логопедическая – компенсирующая с  ОНР) – 14 детей,

     Всего по СанПиН должно быть – 254 ребенка. Фактический списочный состав детей в ДОУ на 01.09.2017г. – составил 240 детей.

     Расположен в отдельно стоящем здании.

     Функционируют 12 групп: 3 группы раннего возраста (с 1 года 6 месяцев  до 3 лет), 9 групп дошкольного возраста (с 3 лет до 7 лет), из них три группы для детей с ОВЗ.

     Режим работы 12 часов, с 07.30 до 19.30, пять дней в неделю, нерабочие дни: выходные и праздничные дни.

     Штатная численность сотрудников  - 101,31 штатных единиц,

     Педагогический коллектив – 30 педагогов.

Структура органов управления МБДОУ

     Управление МБДОУ осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2013г., ФГОС дошкольного образования, федеральными законами Российской Федерации в сфере образования и Уставом ДОУ.

     Непосредственное руководство ДОУ осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, назначенный на должность Учредителем. Заведующий обеспечивает открытость образовательного учреждения социальной среде, эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, надзорными органами, образовательными  организациями по вопросам управленческой деятельности.

     Управляющая система состоит из двух структур:

     I структура управления:

     А) Общественное управление:

     Органами самоуправления ДОУ являются:

     Общее собрание трудового коллектива МБДОУ: Общее собрание ДОУ (далее - Общее собрание):

  • ­ рассматривает вопросы охраны и безопасности условий труда работников;
  • ­ разрабатывает, принимает, вносит изменения и дополнения в Устав ДОУ, локальные нормативные акты, Правила внутреннего трудового распорядка ДОУ, Коллективный договор ДОУ;
  • ­защищает права и интересы работников ДОУ;
  • избирает представителей работников в состав комиссии по трудовым спорам.

     Общее собрание собирается не реже двух раз в год по плану работы ДОУ, а также по мере необходимости. Общее собрание является правомочным, если на нем присутствует 2/3 количества  работников ДОУ. Решение Общего собрания принимается простым большинством голосов, присутствующих на собрании работников ДОУ и оформляется в виде протокола.

     В состав Общего собрания также входят с правом совещательного голоса представители Управления образования. Для ведения Общего собрания открытым голосованием избираются его председатель и секретарь.

     Совет ДОУ – создан в учреждении в целях осуществления самоуправленческих начал, развития инициативы коллектива, реализации прав дошкольного образовательного учреждения в решении вопросов, способствующих организации образовательного процесса и финансово-хозяйственной деятельности; расширения коллегиальных демократических форм управления и воплощения в жизнь государственно-общественных принципов управления.

     Совет ДОУ решает следующие задачи:

  • обсуждает перспективный план развития ДОУ;
  • председатель совета совместно с руководителем ДОУ представляет интересы образовательного учреждения в государственных, муниципальных, общественных органах управления, а также, наряду с родителями (лицами, их заменяющими), интересы детей, обеспечивая их социально-правовую защиту.;
  • обсуждает введение новых образовательных программ (отдельных разделов, частей) по представлению методического (педагогического) совета;
  • участвуют в обсуждении распорядка работы ДОУ, продолжительности учебных занятий в соответствии с учебным планом и расписанием занятий;
  • участвует в обсуждении правил внутреннего трудового распорядка ДОУ;
  • поддерживает общественные инициативы по совершенствованию и гармоничному развитию и воспитанию детей, творческие поиски педагогических работников и организации опытно-экспертной работы;
  • определяет пути взаимодействия образовательного учреждения с научно-исследовательскими, производственными, кооперативными организациями, добровольными обществами, ассоциациями, творческими союзами, другими государственными, негосударственными, общественными институтами с целью создания необходимых условий для разностороннего развития  личности ребёнка и профессионального роста педагогов;
  • заслушивает руководство ДОУ о рациональном расходовании бюджетных ассигнований на деятельность образовательного учреждения; указывает источники финансирования;
  • согласует централизацию и распределение средства образовательного учреждения для перспективы его развития и социальной защиты работников, детей;
  • заслушивает отчеты о работе руководителя учреждения, других работников, вносит на рассмотрение конференции предложения по усовершенствованию работы руководства ДОУ;
  • знакомится с итоговыми документами по проверке органами управления образования и т.д. деятельности данного образовательного учреждения и заслушивает отчеты о выполнении мероприятий по устранению недостатков в работе ДОУ;
  • в рамках действующего законодательства принимает необходимые меры, ограждающие педагогических работников и руководство ДОУ от необоснованного вмешательства в их профессиональную и должностную деятельность; ограничение автономии ДОУ, его самоуправляемости; входит по этим вопросам в администрацию муниципалитета, общественные организации.

     В состав Совета ДОУ могут входить представители педагогических работников, психологической службы, общественности, родителей (лица их заменяющие), представители учредителя. Норма представительства в совете и общая численность членов Совета определяются конференцией коллектива ДОУ с учетом мнения учредителя. При очередных  выборах Совета, как правило, обновляется. Ежегодная ротация Совета – не менее трети состава каждого представительства.

     Совет ДОУ собирается не реже 4 раз в год. Члены Совета ДОУ выполняют свои обязанности на общественных началах.

     Решения Совета, принятые в пределах его компетенции и в соответствии с законодательством, обязательны для исполнения руководителя ДОУ, всех членов коллектива.

     Педагогический совет - является постоянно действующим главным коллегиальным законодательно-распорядительным органом управления МБДОУ, действующий в целях развития и совершенствования воспитательно-образовательного процесса с детьми и методической работы с педагогами и родителями.

     Педагогический Совет образуют сотрудники МБДОУ, занятые в воспитательно-образовательной деятельности: заведующий МБДОУ, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, музыкальные руководители, воспитатели, инструктор по физической культуре, логопед, педагог-психолог, врач, старшая медицинская сестра, председатель профсоюзного комитета  МБДОУ, председатель родительского комитета  МБДОУ.

     Педагогический совет решает следующие задачи:

- обсуждает нормативные правовые документы в области общего и дошкольного образования, устав и локальные акты, регламентирующие образовательную деятельность Учреждения, решает вопросы внесения необходимых изменений и дополнений в локальные акты;

- определяет направленность образовательной деятельности Учреждения;

- выбирает общеобразовательные программы дошкольного образования, в том числе парциальные программы, современные педагогические технологии и методики для использования в воспитательной и образовательной работе с детьми и реализации приоритетного экологического направления;

- обсуждает вопросы содержания, формы и методы образовательного процесса, планирование образовательной деятельности;

- рассматривает вопросы о реализации дополнительных образовательных программ, не предусмотренных общеобразовательной программой дошкольного образования, реализуемой в Учреждении;

- организует выявление, обобщение, внедрение педагогического опыта;

- рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;

- обсуждает планы работы Учреждения;

- подводит итоги деятельности Учреждения за учебный год;

- заслушивает:

  • отчеты заведующего о создании условий и ходе реализации для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (с приоритетным осуществлением экологического развития детей в группах общеразвивающей направленности);
  • отчеты о выполнении федеральных государственных требований к основной
  • отчет о результатах готовности детей к школьному обучению; информацию о самообразовании педагогов и другое;
  • отчет об исполнении решения педагогического совета.

- обсуждает характеристики и принимает решения о награждении, поощрении педагогических работников Учреждения;

- выбирает и утверждает состав аттестационной комиссии, экспертной группы, творческой группы и др.

     Общее родительское собрание МБДОУ - коллегиальный орган общественного самоуправления Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и Учреждения.

     Общее собрание родителей (законных представителей) решает основные задачи:

  • рассматривает вопросы воспитания, развития и укрепления здоровья    детей;
  • рассматривает вопросы качества оказываемых ДОУ образовательных услуг;
  • вопросы безопасности содержания воспитанников в ДОУ;
  • определяет необходимость оказания дополнительных платных образовательных услуг;
  • рассматривает вопросы развития ДОУ.

     Общее родительское собрание собирается не реже 2 раз в год. Общее родительское собрание читается правомочным, если на нём присутствуют не менее половины родителей (законных представителей) воспитанников. Решения принимаются открытым голосованием и считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей присутствующих, и оформляются протоколами.

     Родительский комитет МБДОУ - постоянный коллегиальный орган самоуправления Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и Учреждения.

     Основной целью Родительского комитета является содействие в совершенствовании деятельности и развития ДОУ.  Родительский комитет не вправе вмешиваться в образовательный процесс ДОУ. В состав Родительского комитета входят педагогические работники ДОУ, родители (законные представители) и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии ДОУ.

     Функции Родительского комитета:

- совместная работа с Учреждением по реализации государственной, региональной, городской политики  в области дошкольного образования;

- защита прав и интересов воспитанников Учреждения;

- защита прав и интересов родителей (законных представителей);

- рассмотрение и обсуждение основных направлений развития Учреждения;

- оказание посильной помощи в материально-техническом оснащении Учреждения.

     Статус Родительского комитета, его функции, обязанности и ответственность определяются Положением о Родительском комитете, утверждаемым Общим родительским собранием. Осуществление членами Родительского комитета своих функций производится на безвозмездной основе.

     Органы самоуправления в ДОУ действуют на основании Устава и Положений об органах самоуправления ДОУ.

     Механизм управления современным дошкольным учреждением мы видим в создании  новых форм взаимодействия дошкольного учреждения и всех участников педагогического процесса.

     Структура форм взаимодействия:

детский сад — внешняя среда

администрация — общественность

руководитель — подчиненный

педагог — педагог

педагог — родители

педагог — дети

ребенок — ребенок.

     II структура управления:

     Б) Административное управление, которое имеет линейную структуру состоящая из трех уровней

     Организационная структура управления ДОУ представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями. Она представлена в виде 2 основных структур: административного и общественного управления. В организованной структуре административного управления ДОУ выделено несколько уровней линейного управления.

     Первый уровень обеспечивает заведующий. Его главенствующее положение основано на принципе единоначалия и закреплено юридически в Уставе дошкольного учреждения. Единоначалие предполагает организационно-управленческую деятельность одного лица – руководителя. Управленческая деятельность заведующего  обеспечивает следующие условия для реализации функций управления воспитательно-образовательным процессом в ДОУ:

правовые;

материальные;

психолого - социально – педагогические;

организационные.

Объектом управления заведующего является весь коллектив ДОУ.

     На втором уровне управление осуществляют: заместитель заведующего по ВМР, старший воспитатель, заместитель заведующего по хозяйственной работе, заместитель заведующего по безопасности, которые взаимодействуют с соответствующими объектами управления. На этом уровне заведующий осуществляет непосредственную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административной группой работников.

     Третий уровень управления осуществляют: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели, учебно-вспомогательный персонал, обслуживающий персонал. На этом уровне объектами управления являются дети и их родители.

     Все эти функциональные подразделения в структуре детского сада специализированы на выполнение определенных видов управленческих действий и могут принимать решения относительно круга специальных вопросов.

Структура и органы управления